ATLANT ♆
Администратор
- Регистрация
- 09.05.21
- Сообщения
- 45.003
- Реакции
- 117.381
В одних и тех же ситуациях разные люди склонны вести себя по-разному. Почему одним удается сохранять спокойствие или даже извлекать выгоду из конфликтных ситуаций, когда другие замыкаются в себе и пасуют? Дело в том, что вовлечение в конфликт определяется не вашим сознательным решением и даже не окружающими людьми, а той позицией, которую вы занимаете вследствие имеющихся у вас убеждений. Именно они либо заставят испытывать болезненные переживания и ощущения, либо позволят сохранить благодушное состояние. Человек, использующий систему Михаила Чехова, будет всегда оставаться внутренне спокойным.
Автор: Андрей Геннадьевич Каменюкин, врач-психотерапевт, соавтор программ повышения стрессоустойчивости в системе МЧС России.
Оглянитесь вокруг, внимательно присмотритесь к людям, которые окружают вас на работе, дома и на улице. В одних и тех же ситуациях разные люди склонны вести себя по-разному. Если, например, на работе случится конфликтная ситуация, один сотрудник займет позицию молчаливого наблюдателя, другой — позицию яростного борца за справедливость, третий — саркастического насмешника, а четвертый, как ни в чем не бывало, продолжит заниматься своими делами. В чем причина такого разного поведения? Почему кому-то удалось сохранить спокойствие или даже извлечь выгоду из этой ситуации?
Дело в том, что вовлечение в конфликт, как ни странно это прозвучит, определяется не вашим сознательным решением и даже не окружающими людьми и внешними обстоятельствами, а той позицией, которую вы занимаете вследствие имеющихся у вас убеждений. Именно они либо потащат вас в спор, заставят испытывать болезненные переживания и ощущения, либо позволят сохранить благодушное состояние.
Типы позиций делятся на две группы — формальные и неформальные
Формальные позиции
Под формальными вариантами взаимодействия понимают общение, определяемое правилами и договоренностями. Эти гласные или негласные договоренности были созданы в ходе развития цивилизации и конкретного социума, объединенного профессиональными, конфессиональными, национальными принципами. К ним относятся: церемонии, ритуалы и игры:
Церемонии являются выражено регламентированными, с расписанным сценарием и правилами их проведения, мероприятиями. Например свадебная церемония или церемония инаугурации президента.
Ритуалы также подразумевают наличие генерального сценария, но допускают возможность изменения и импровизации.
Игры имеют свои правила и сценарии, иногда неизвестные кому-либо из участников, вовлеченных в этот тип взаимодействия.
Если вам кажется, что это не про вас, вспомните последний приход на работу. То, как вы приветствовали сослуживцев, является примером ритуала, т. е. сложившейся традиции. Если вы принимали участие в голосовании на выборах, вы участвовали в расписанной церемонии. Игра же — неотъемлемая составляющая нашей жизни. Игра шире поверхностной интриги или лицедейства. На работе мы играем роль руководителя или подчиненного, дома мы играем роль супруга, родителя либо ребенка; по пути мы успеваем сыграть роли пассажира или водителя, покупателя и соседа.
Неформальные позиции
Неформальные типы взаимодействия представлены межличностным взаимодействием и близкими отношениями:
Межличностные отношения означают обращение к личности человека, а не к его роли, должности или статусу.
Близкие отношения возникают у любящей пары, между родителя и детьми (безусловно, не всегда), у закадычных друзей и т. п.
Неадекватность, т. е. несоответствие выбранного варианта взаимодействия реальной ситуации, является основой стресса. Если сама ситуация предусматривает формальное взаимодействие, применение неформальных вариантов может вызвать непонимание, конфликт и/или стресс. В случае же близких отношений формализм чреват их разрушением или вырождением.
Если вам сделали замечание, касающееся выполнения вами профессиональных обязанностей, и вы расцените его как выпад лично против вас, то неизбежно испытаете и отрицательные эмоции, и стрессовые реакции. Если же это замечание будет оценено как адресованное вашей должности, но не относящееся к вам как личности, оно «останется в мусорной корзине на вашей работе», а не в вашей голове. Это мощное средство профилактики стресса и формирования стрессоустойчивости.
Как практиковать это в реальной жизни?
Во-первых, важно уметь выделять и различать разные типы взаимодействий. Чтобы в них не запутаться и применять по месту, все варианты надо знать «в лицо».
Во-вторых, каждый тип взаимодействия желательно не только знать, но и уметь применять в подходящих ситуациях.
Как это осуществить технически? Игры подразумевают исполнение определенной роли (так называемое ролевое поведение). «Сыграть» можно «от души» — и нанести себе травму из-за избыточной вовлеченности и эмоциональных переживаний или поступить более рационально и обдуманно, продемонстрировав необходимый набор внешних проявлений.
У профессионалов, режиссеров и актеров, есть две основные модели ее воплощения. Первая — это система Станиславского. Упрощая, можно сказать, что эта система обязывает актера «вжиться в образ», «прочувствовать» героя и быть движимым этими чувствами. Вторая модель — система Михаила Чехова (племянника Антона Павловича).
Система Михаила Чехова
Система Михаила Чехова весьма механистична и технологична. Все внешнее поведение разбивается наподробно проработанные блоки (мимика, жесты, походка, поза, характеристики речи и т. п.) и четко отрабатывается на репетиции.
Принципиальное отличие этих систем заключается в том, что человек, использующий систему Михаила Чехова, будет оставаться внутренне спокойным, но выглядеть чрезвычайно эмоциональным.
Оба образа будут весьма убедительны. Только человек, создавший образ с помощью системы М. Чехова, не вызовет у себя стресса.
Поэтому, участвуя в игре, не забывайте экономить на переживаниях и не слишком вживайтесь в образ. Для того чтобы делать это эффективно, необходимо освоить технику неуязвимости:
Анализ (разложение) поведения по ведущим параметрам, которые можно выделить и зафиксировать. Вербальные, невербальные и паравербальные параметры: речь (темп, ритм, тон, громкость и т. п.), поза, мимика, жестикуляция, походка, дистанция с партнером по коммуникации, характеристики дыхания, вегетативные реакции и др.
Отработка разных форм поведения, их коррекция и закрепление с помощью ролевых игр и моделирования с использованием видео или обратной связи.
Техника диссоциации личности и роли
Стандартное обывательское представление о психологической защите как о некой преграде, защищающей нас от внешнего мира, безусловно, является очередной иллюзией. Спрятавшись за подобным «забором», мы теряем полноценный контакт с окружающим нас миром, а неприятности все равно найдут к нам дорогу или разобьют этот «забор» в щепки.
Лучшая защита — это недоступность. Мы можем ее достичь. Для этого надо знать свои уязвимые места, струны, на которых играют манипуляторы.
Универсальным способом недоступности служит диссоциация своей личности и своей роли (функции, должности, профессии и т. п.)
Техника диссоциации личности и роли (техника неуязвимости):
Осознайте свою роль. Четко сформулируйте «сценарий» своей роли и основные элементы, присущие ей.
Посмотрите на свою роль со стороны. Дайте себе подробное разъяснение, что вы не являетесь вашей ролью (например: «Моя роль подобна рабочему костюму, который я надеваю перед снимаю после работы. Вся грязь достается костюму и не относится ко мне»; «Человек обозвал не меня, а ту должность, которую я занимаю» и т. п.)
Отслеживайте раздельность личности и роли в процессе коммуникации.
Тщательно проанализируйте все оставшиеся ситуации эмоционального вовлечения, отмечая для себя моменты слияния собственной личности и роли.
Техника эффективного самопозиционирования
Техника состоит из четырех этапов, которые представляют собой последовательное самонастраивание для создания убедительного образа. Иными словами, моделируются внешние проявления уверенности или другого желаемого состояния, которое необходимо продемонстрировать окружающим.
Самомониторинг. Он должен предварять любой ответственный контакт: будь то собеседование или же противодействие прессингу. Самомониторинг позволит своевременно выявить то, что нуждается в корректировке.
Поза. Поза должна быть уверенной. Если в процессе самомониторинга вы нашли в своей позе признаки напряженности, беспокойства, стремитесь заменить их на спокойствие. Для этого применяйте релаксационные приемы: дыхательную технику или элементы мышечной техники.
Взгляд. Чрезвычайно важно в процессе общения поддерживать хороший зрительный контакт с собеседником. Человек с бегающим взглядом производит негативное впечатление и не вызывает доверия к себе. Но не впадайте в другую крайность: поддерживая зрительный контакт, избегайте игры «кто кого пересмотрит, не моргая». Стремитесь к «золотой середине».
Голос. При общении доверие к человеку на две трети зависит от оценки его внешнего вида, менее трети — от того, как он говорит, а оставшиеся 5% — от того, что именно было сказано. Поэтому голосу нужно уделять особое внимание.
Развитие навыков эффективного самопозиционирования
При выполнении следующего упражнения постарайтесь выступить перед аудиторией или хотя бы перед зеркалом. Упражнение проходит в два этапа.
Первый этап. Самопозиционирование на произвольную тематику. Можно выступать в качестве:
президента, выступающего с обращением к народу;
представителя инопланетного разума, приветствующего землян;
выдающегося деятеля искусства;
самого себя.
Тренирующийся сам выбирает роль и выступает в соответствии с ней. После завершения упражнения очень желательно провести его обсуждение с близкими или доверенными людьми. Взгляды со стороны помогут вам быстрее достичь совершенства.
Второй этап. Отрабатывается самопозиционирование по специфике деятельности. Например, врачам можно предложить такой вариант: «Вас назначили заведующим вашего отделения. Сегодня у вас первый день в новом качестве. Необходимо провести общее собрание коллектива, на котором вы должны представиться, рассказать о себе, о том, как видите дальнейшую деятельность коллектива, и позиционировать себя как руководителя». На подготовку — 15 минут.
Вы можете придумать и подготовить похожие ситуации в вашей профессии или специализации, а затем отработать их в комфортной и привычной для себя обстановке. Тренируясь таким образом, вы скоро достигнете желаемой невозмутимости и уверенности в любой сложной ситуации.
Автор: Андрей Геннадьевич Каменюкин, врач-психотерапевт, соавтор программ повышения стрессоустойчивости в системе МЧС России.
Оглянитесь вокруг, внимательно присмотритесь к людям, которые окружают вас на работе, дома и на улице. В одних и тех же ситуациях разные люди склонны вести себя по-разному. Если, например, на работе случится конфликтная ситуация, один сотрудник займет позицию молчаливого наблюдателя, другой — позицию яростного борца за справедливость, третий — саркастического насмешника, а четвертый, как ни в чем не бывало, продолжит заниматься своими делами. В чем причина такого разного поведения? Почему кому-то удалось сохранить спокойствие или даже извлечь выгоду из этой ситуации?
Дело в том, что вовлечение в конфликт, как ни странно это прозвучит, определяется не вашим сознательным решением и даже не окружающими людьми и внешними обстоятельствами, а той позицией, которую вы занимаете вследствие имеющихся у вас убеждений. Именно они либо потащат вас в спор, заставят испытывать болезненные переживания и ощущения, либо позволят сохранить благодушное состояние.
Типы позиций делятся на две группы — формальные и неформальные
Формальные позиции
Под формальными вариантами взаимодействия понимают общение, определяемое правилами и договоренностями. Эти гласные или негласные договоренности были созданы в ходе развития цивилизации и конкретного социума, объединенного профессиональными, конфессиональными, национальными принципами. К ним относятся: церемонии, ритуалы и игры:
Церемонии являются выражено регламентированными, с расписанным сценарием и правилами их проведения, мероприятиями. Например свадебная церемония или церемония инаугурации президента.
Ритуалы также подразумевают наличие генерального сценария, но допускают возможность изменения и импровизации.
Игры имеют свои правила и сценарии, иногда неизвестные кому-либо из участников, вовлеченных в этот тип взаимодействия.
Если вам кажется, что это не про вас, вспомните последний приход на работу. То, как вы приветствовали сослуживцев, является примером ритуала, т. е. сложившейся традиции. Если вы принимали участие в голосовании на выборах, вы участвовали в расписанной церемонии. Игра же — неотъемлемая составляющая нашей жизни. Игра шире поверхностной интриги или лицедейства. На работе мы играем роль руководителя или подчиненного, дома мы играем роль супруга, родителя либо ребенка; по пути мы успеваем сыграть роли пассажира или водителя, покупателя и соседа.
Неформальные позиции
Неформальные типы взаимодействия представлены межличностным взаимодействием и близкими отношениями:
Межличностные отношения означают обращение к личности человека, а не к его роли, должности или статусу.
Близкие отношения возникают у любящей пары, между родителя и детьми (безусловно, не всегда), у закадычных друзей и т. п.
Неадекватность, т. е. несоответствие выбранного варианта взаимодействия реальной ситуации, является основой стресса. Если сама ситуация предусматривает формальное взаимодействие, применение неформальных вариантов может вызвать непонимание, конфликт и/или стресс. В случае же близких отношений формализм чреват их разрушением или вырождением.
Если вам сделали замечание, касающееся выполнения вами профессиональных обязанностей, и вы расцените его как выпад лично против вас, то неизбежно испытаете и отрицательные эмоции, и стрессовые реакции. Если же это замечание будет оценено как адресованное вашей должности, но не относящееся к вам как личности, оно «останется в мусорной корзине на вашей работе», а не в вашей голове. Это мощное средство профилактики стресса и формирования стрессоустойчивости.
Как практиковать это в реальной жизни?
Во-первых, важно уметь выделять и различать разные типы взаимодействий. Чтобы в них не запутаться и применять по месту, все варианты надо знать «в лицо».
Во-вторых, каждый тип взаимодействия желательно не только знать, но и уметь применять в подходящих ситуациях.
Как это осуществить технически? Игры подразумевают исполнение определенной роли (так называемое ролевое поведение). «Сыграть» можно «от души» — и нанести себе травму из-за избыточной вовлеченности и эмоциональных переживаний или поступить более рационально и обдуманно, продемонстрировав необходимый набор внешних проявлений.
У профессионалов, режиссеров и актеров, есть две основные модели ее воплощения. Первая — это система Станиславского. Упрощая, можно сказать, что эта система обязывает актера «вжиться в образ», «прочувствовать» героя и быть движимым этими чувствами. Вторая модель — система Михаила Чехова (племянника Антона Павловича).
Система Михаила Чехова
Система Михаила Чехова весьма механистична и технологична. Все внешнее поведение разбивается наподробно проработанные блоки (мимика, жесты, походка, поза, характеристики речи и т. п.) и четко отрабатывается на репетиции.
Принципиальное отличие этих систем заключается в том, что человек, использующий систему Михаила Чехова, будет оставаться внутренне спокойным, но выглядеть чрезвычайно эмоциональным.
Оба образа будут весьма убедительны. Только человек, создавший образ с помощью системы М. Чехова, не вызовет у себя стресса.
Поэтому, участвуя в игре, не забывайте экономить на переживаниях и не слишком вживайтесь в образ. Для того чтобы делать это эффективно, необходимо освоить технику неуязвимости:
Анализ (разложение) поведения по ведущим параметрам, которые можно выделить и зафиксировать. Вербальные, невербальные и паравербальные параметры: речь (темп, ритм, тон, громкость и т. п.), поза, мимика, жестикуляция, походка, дистанция с партнером по коммуникации, характеристики дыхания, вегетативные реакции и др.
Отработка разных форм поведения, их коррекция и закрепление с помощью ролевых игр и моделирования с использованием видео или обратной связи.
Техника диссоциации личности и роли
Стандартное обывательское представление о психологической защите как о некой преграде, защищающей нас от внешнего мира, безусловно, является очередной иллюзией. Спрятавшись за подобным «забором», мы теряем полноценный контакт с окружающим нас миром, а неприятности все равно найдут к нам дорогу или разобьют этот «забор» в щепки.
Лучшая защита — это недоступность. Мы можем ее достичь. Для этого надо знать свои уязвимые места, струны, на которых играют манипуляторы.
Универсальным способом недоступности служит диссоциация своей личности и своей роли (функции, должности, профессии и т. п.)
Техника диссоциации личности и роли (техника неуязвимости):
Осознайте свою роль. Четко сформулируйте «сценарий» своей роли и основные элементы, присущие ей.
Посмотрите на свою роль со стороны. Дайте себе подробное разъяснение, что вы не являетесь вашей ролью (например: «Моя роль подобна рабочему костюму, который я надеваю перед снимаю после работы. Вся грязь достается костюму и не относится ко мне»; «Человек обозвал не меня, а ту должность, которую я занимаю» и т. п.)
Отслеживайте раздельность личности и роли в процессе коммуникации.
Тщательно проанализируйте все оставшиеся ситуации эмоционального вовлечения, отмечая для себя моменты слияния собственной личности и роли.
Техника эффективного самопозиционирования
Техника состоит из четырех этапов, которые представляют собой последовательное самонастраивание для создания убедительного образа. Иными словами, моделируются внешние проявления уверенности или другого желаемого состояния, которое необходимо продемонстрировать окружающим.
Самомониторинг. Он должен предварять любой ответственный контакт: будь то собеседование или же противодействие прессингу. Самомониторинг позволит своевременно выявить то, что нуждается в корректировке.
Поза. Поза должна быть уверенной. Если в процессе самомониторинга вы нашли в своей позе признаки напряженности, беспокойства, стремитесь заменить их на спокойствие. Для этого применяйте релаксационные приемы: дыхательную технику или элементы мышечной техники.
Взгляд. Чрезвычайно важно в процессе общения поддерживать хороший зрительный контакт с собеседником. Человек с бегающим взглядом производит негативное впечатление и не вызывает доверия к себе. Но не впадайте в другую крайность: поддерживая зрительный контакт, избегайте игры «кто кого пересмотрит, не моргая». Стремитесь к «золотой середине».
Голос. При общении доверие к человеку на две трети зависит от оценки его внешнего вида, менее трети — от того, как он говорит, а оставшиеся 5% — от того, что именно было сказано. Поэтому голосу нужно уделять особое внимание.
Развитие навыков эффективного самопозиционирования
При выполнении следующего упражнения постарайтесь выступить перед аудиторией или хотя бы перед зеркалом. Упражнение проходит в два этапа.
Первый этап. Самопозиционирование на произвольную тематику. Можно выступать в качестве:
президента, выступающего с обращением к народу;
представителя инопланетного разума, приветствующего землян;
выдающегося деятеля искусства;
самого себя.
Тренирующийся сам выбирает роль и выступает в соответствии с ней. После завершения упражнения очень желательно провести его обсуждение с близкими или доверенными людьми. Взгляды со стороны помогут вам быстрее достичь совершенства.
Второй этап. Отрабатывается самопозиционирование по специфике деятельности. Например, врачам можно предложить такой вариант: «Вас назначили заведующим вашего отделения. Сегодня у вас первый день в новом качестве. Необходимо провести общее собрание коллектива, на котором вы должны представиться, рассказать о себе, о том, как видите дальнейшую деятельность коллектива, и позиционировать себя как руководителя». На подготовку — 15 минут.
Вы можете придумать и подготовить похожие ситуации в вашей профессии или специализации, а затем отработать их в комфортной и привычной для себя обстановке. Тренируясь таким образом, вы скоро достигнете желаемой невозмутимости и уверенности в любой сложной ситуации.