Психология [Никита Чернов] Когнитивно-поведенческая терапия расстройств пищевого поведения. Модуль 2 (2021)

  • Автор темы Trinity
  • Дата начала
[Никита Чернов] Когнитивно-поведенческая терапия расстройств пищевого поведения. Модуль 2 (2021)

WezaNVK.png


Описание:

Расстройства пищевого поведения (РПП) - это заболевания, которые имеют свою специфику и представлены в различных диагностических формах. В последние десятилетия распространение РПП приобретает характер эпидемии, а возраст начала заболеваний расширяет границы как в сторону снижения и диагностируется уже у 6-8 летних детей, так и в сторону повышения, с появлением симптомов у представителей средней, а нередко и старшей возрастной группы.

Нервная анорексия и нервная булимия занимают одно из первых мест по угрозе летального исхода среди всех психических расстройств, трудно поддаются лечению, приводят к социальной дезадаптации и имеют высокий суицидальный риск. Приступообразное переедание, избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения и синдром ночной еды могут не иметь тяжких последствий для здоровья, но также ухудшают нормальное функционирование и снижают качество жизни.

Международные руководства по лечению РПП рекомендуют когнитивно-поведенческую психотерапию, как терапию первого выбора, с доказанной эффективностью, которая направлена на изменение дисфункциональных мыслей, убеждений и болезненного поведения, влияющих на появление и поддержание симптомов.

Курс предназначен для психологов, психотерапевтов, психиатров, которые обладают базовыми знаниями в области когнитивно-поведенческой психотерапии и будет проходить в интерактивном режиме с отрабатыванием навыков дифференциальной диагностики и психотерапевтической тактики различных РПП, с разбором клинических случаев.

Программа курса:

Модуль 2. Терапия принятия и ответственности при работе с расстройствами пищевого поведения.

В настоящий момент расстройства пищевого поведения являются одними из наиболее сложно подающихся лечению и коррекции заболеваниями, что ставит перед современными клиницистами задачу постоянного поиска современных доказательных протоколов работы, позволяющих эффективно помогать данной группе пациентов. Одним из наиболее перспективных подходов при работе с РПП является «Терапия принятия и ответственности».

Acceptance and Сommitment Тherapy (АСТ) – является научно-обоснованным, трансдиагностическим методом поведенческой психотерапии (более 200 эмпирических исследований по всему миру), который органично соединяет в себе набор уникальных техник и методов с некоторыми принципами КБТ, практиками «осознанности» и другими известными психотерапевтическими подходами.

В настоящий момент ACT успешно применяется при работе с тревожными, депрессивными, соматоформными, психотическими расстройствами, а также расстройствами пищевого поведения (анорексия, булимия, компульсивное переедание).

АCT основан на принципе развития психологической гибкости, в соответствии с которой человек постепенно приобретает способность изменять и трансформировать свои дисфункциональные мыслительные процессы, выдерживать болезненные переживания и занимать ценностную позицию по отношению к своей жизни.

В ходе модуля Вы узнаете:
  1. 1. Основные принципы работы ACT (теория реляционных фреймов, функциональный контекстуализм, трансдиагностическая модель психологической гибкости (шесть основных процессов ACT: принятие, выбор ценностей, присутствие в моменте, мотивированное поведение, селф-как-контекст, когнитивное распутывание);
  2. 2. Модель развитие РПП с позиции ACT;
  3. 3. Концепцию эмоционального контроля и эксперенциального избегания, и их роль в поддержании ключевых симптомов РПП (ограничения в питании, компульсивное переедание, компенсаторные стратегии, проверки тела) ;
  4. 4. Исследовательскую, доказательную базу ACT для РПП;
  5. 5. Современные протоколы ACT при работе с анорексией, булимией, нарушением образа тела;
  6. 6. Как использовать мотивационные интервенции при работе с сопротивлением, а также амбивалентностью и страхами к изменениям у пациентов с РПП;
  7. 7. Как создавать ACT концептуализацию случая РПП;
  8. 8. Как использовать психообразовательные интервенции и объяснить пациенту цели и задачи в ACT;
  9. 9. Особенности терапевтических отношений в ACT при работе с клиентами с расстройствами пищевого поведения;
  10. 10. Как формировать психологическую гибкость в работе с клиентами с РПП, используя методы принятия, когнитивного распутывания, а также методы, направленные на формирование ценностей;
  11. 11. Как развивать осознанность и осведомленность у пациентов с РПП в отношении своего внутреннего и внешнего поведения;
  12. 12. Как формировать мотивацию к действиям, направленным на реализацию ценностей и снизить интенсивность эмоционального избегания;
  13. 13. Как использовать особенности языка и познания, чтобы максимально добиться результатов на консультациях. Как использовать метафоры;
  14. 14. Как работать с нарушением восприятия образа тела с позиции ACT;

Занятие 1
Общие принципы психотерапии пациентов с РПП.
Основные принципы работы ACT (теория реляционных фреймов, функциональный контекстуализм, трансдиагностическая модель психологической гибкости (шесть основных процессов ACT: принятие, выбор ценностей, присутствие в моменте, мотивированное поведение, селф-как-контекст, когнитивное распутывание).
Модель развития и поддержания РПП с позиции ACT.
Концепция эмоционального контроля и эксперенциального избегания и их роль в поддержании ключевых симптомов РПП (ограничения в приеме пищи, компульсивное переедание, компенсаторное поведение, проверки тела).

Занятие 2
Исследовательская, доказательная база ACT для РПП.
Структура первых сессий:
ACT концептуализация применительно к РПП.
Психообразовательные интервенции и информирование пациентов о целях и задачах лечениях, принципах работы с РПП в ACT.
«Креативная безнадежность», центральный метод в ACT, объясняющий пациенту неэффективность эмоционального контроля к эксперенциального избегания.

Занятие 3
Мотивационные интервенции при работе с сопротивлением, амбивалентностью и страхами к изменениям у пациентов с РПП.
Особенности терапевтических отношений в ACT при работе с клиентами с расстройствами пищевого поведения.
Принципы и ключевые методы развития психологической гибкости:
Селф-как-контекст (развитие осведомлённости в отношении внутреннего и внешнего поведения», симптомов РПП. Метафоры «осведомленности».
Принципы концепции «принятия». Методы, помогающие пациентам развивать способность выдерживать болезненные переживания. Метафоры.
Экспозиционная терапия при РПП. Цели и задачи, мишени РПП.

Занятие 4
Принципы и ключевые методы развития психологической гибкости:
Основные методы для когнитивного распутывания (разделение, дистанцирование от болезненных мыслей в отношении питания, веса и формы, самокритики).
Присутствие в моменте. Практика осознанности (майндфулнесс) с пациентами с РПП.
Выбор ценностей. Прояснение у пациентов ценностей. Формирование мотивации к действиям, направленным на реализацию ценностей, как альтернатива избегающему поведению, в том числе поддерживающих РПП.

Занятие 5
Современные протоколы ACT при работе с анорексией, булимией, нарушением образа тела.
Использование ACT при работе нарушением восприятия собственного тела.

Ведущий модуля: Чернов Никита Владимирович

Подробнее:

Скачать:
 
Последнее редактирование модератором:

Похожие темы