Программирование [Анна Вичугова] [babok-school.ru] Разработка ТЗ на информационную систему (2023)

  • Автор темы Trinity
  • Дата начала
[Анна Вичугова] [babok-school.ru] Разработка ТЗ на информационную систему (2023)

DObAQDD.png


Научитесь переводить желания Заказчика в требования к решению и пункты ТЗ для разработчиков: разбор отечественных и зарубежных стандартов программной и проектной документации (ГОСТ 34.602-89 и 19.201-78, ISO IEEE 29148-2011/2018 и IEEE 830-1998), виды требований и взаимосвязи между ними, методы и средства формализации требований.

Цель курса:

Освоить структуру и содержание отечественных и зарубежных стандартов (ГОСТ 34.602-89 и 19.201-78, ISO IEEE 29148-2011/2018 и IEEE 830-1998) по спецификации требований к программному обеспечению, информационным и автоматизированным системам, понять особенности разработки ТЗ по отечественным ГОСТ’ам и получить навыки перевода бизнес-требований в функциональные и нефункциональные требования к решению согласно строгим формулировкам программной и проектной документации.

Аудитория:
Начинающие системные и бизнес-аналитики, который хотят научиться разрабатывать технические задания на информационные и автоматизированные системы, трассируя бизнес-требования в функциональные и нефункциональные требования к решению, и оформлять все в виде единого документа в соответствии с отечественными ГОСТ’ами и/или зарубежными стандартами спецификации требований к программному обеспечению.

Предварительный уровень подготовки:
Предварительный опыт не требуется

О курсе:
— Курс «Разработка ТЗ на информационную систему» включает теоретические знания и практические навыки, необходимые для самостоятельной разработки технического задания на программное обеспечение, информационную или автоматизированную систему.
— На курсе вы освоите методы и средства трассировки бизнес-потребностей в функциональные и нефункциональные требования к решению и их формализованное описание в виде ТЗ. Для закрепления полученных знаний и отработки приобретенных навыков вам будет предложено выполнить индивидуальное практическое задание и представить его для группового обсуждения.
— Особое внимание уделено прикладным вопросам бизнес-анализа: программа обучения построена на реальных примерах описания требований в практических проектах (case studies). Каждый из 5 разделов курса, помимо теоретического материала, включает тестовую проверку усвоенного материала, а также командное или индивидуальное практическое задание и самостоятельную работу.

Чему вы научитесь:
— В результате обучения вы приобретете базовые знания и навыки, необходимые для самостоятельной разработки технического задания на программное обеспечение, информационные и автоматизированные системы с использованием типовых стандартов, а также методов и средств формализованного описания требований;
— Поймете, чем требование отличается от потребности, какие бывают виды требований и как они связаны друг с другом;
— Узнаете, как понять потребности стейкхолдеров, а также перевести желания Заказчика в требования к решению в виде программного обеспечения, автоматизированной или информационной системы;
— Разберетесь с существующими стандартами и шаблонами разработки ТЗ, чтобы выбирать наиболее подходящий из них и адаптировать его к конкретному прикладному кейсу;
— Получите базовые знания по представлению требований в разных формах;
— Узнаете про процедуры и инструменты управления требованиями;
— Познакомитесь с видами отношений между требованиями (трассировка) и методами их приоритизации по моделям Кано, RICE, Impact/Effort, Вигерса, MoSCoW, Feature Bucket;
— Сможете сформулировать бизнес-требования, требования стейкхолдеров и требования к решению, а также описать их в виде User Story, Use Case, графических диаграмм и текста;
— Разберетесь с основами методологии Agile и особенностями работы аналитика в таких проектах;
— Научитесь писать техническое задание на разработку программного обеспечения, автоматизированной и информационной систем;

Программа курса:
Часть 1. От потребности к ТЗ – 2 часа

  • Роль аналитика в проектах разработки ПО, отличия бизнес-аналитика от системного и менеджера проектов
  • Аналитик и стейкхолдеры: и техники их описания (список, карта, луковичная диаграмма, архетипы)
  • Техническое задание как спецификация требований
  • Понятие требования
  • Бизнес-правила и бизнес-требования
  • Виды требований с точки зрения BABOK® Guide и системной инженерии, источники требований
  • Характеристики требования
  • Проверка усвоенных знаний (тест)
  • Практическое задание – по выданному кейсу или своему примеру определить основных стейкхолдеров и представить их описание с помощью подходящей техники
  • Практическое задание – по выданному кейсу или своему примеру выявить бизнес-правила, бизнес-требования и требования стейкхолдеров
Часть 2. Стандарты описания требований в виде ТЗ: назначение, структура, содержание – 2 часа
  • ГОСТ 34.602-89
  • ГОСТ 19.201-78
  • РД 50-34.698-90
  • SRS на основе IEEE/ISO/IEC 29148-2011/2018 и IEEE 830-1998
  • Проверка усвоенных знаний (тест)
  • Практическое задание – по выданному кейсу или своему примеру определить наиболее подходящий шаблон для разработки ТЗ
Часть 3. Спецификация требований – 4 часа
  • Шаблоны текстовой формулировки требований
  • Графические методы описания функциональных требований (UML, BPMN)
  • User Story и Use Case как схемы представления требований
  • Виды и примеры нефункциональных требований
  • Метрики эксплуатационной надежности – SLA, SLO, SLI
  • Методы описания нефункциональных требований
  • Проверка усвоенных знаний (тест)
  • Практическое задание – по выданному кейсу или своему примеру
    • представить требования стейкхолдеров в виде User story и Use case
    • детализировать требования стейкхолдеров в функциональные и не функциональные требования к решению
    • составить матрицу трассировки ВСЕХ определенных требований (бизнес, стейкхолдеров, к решению)
Часть 4. Основы управления требованиями – 2 часа
  • Жизненный цикл требования
  • Процедуры и средства управления требованиями
  • Трассировка требований
  • Практическое задание – по выданному кейсу или своему примеру определить, какими отношениями будут связаны требования
  • Приоритизация требований (модель Кано, RICE, Impact/Effort, метод Вигерса, MoSCoW, Feature Bucket)
  • Практическое задание – по выданному кейсу или своему примеру выбрать наиболее подходящую модель приоритизации требований и расставить приоритеты в приведенном списке
  • Управление изменениями требований, получение одобрения стейкхолдеров
  • Практическое задание – по выданному кейсу или своему примеру определить, какие стейкхолдеры будут обладать полномочиями на изменение и одобрение требований
  • Работа аналитика в Agile-проектах: история появления и развития, идеи, принципы Agile Manifesto, подходы, фреймворки и техники, Scrum и Kanban
Часть 5. Индивидуальная практическая работа с кросс-ревью и представлением результатов группе – 2 часа
  • По выданному кейсу описать бизнес-потребность – проблему, которую можно решить с помощью программного обеспечения, информационной или автоматизированной системы
  • Составить ТЗ на информационную систему по бизнес-потребности в кейсе коллеги, используя наиболее подходящие в этом случае шаблоны и инструменты
Кто проводит курс: Анна Вичугова
  • кандидат технических наук (Системный анализ, управление и обработка информации, 2013)
  • сертифицированный бизнес-аналитик (CBAP 2020, международная сертификация IIBA)
  • сертифицированный специалист Business Studio (2010, 2012, 2013, 2018)
  • сертифицированный специалист и администратор СЭД Directum (2011)
Опыт практической работы с 2009 года в качестве ведущего бизнес-аналитика, консультанта и технического писателя в проектах разработки и внедрения информационных систем, а также оптимизации деятельности государственных и частных предприятий: ОАО «Информационные спутниковые системы», российское отделение компании «Solagran Limited», ООО «Газпром Трансгаз Томск», Томский политехнический университет, ПАО “Ростелеком”, Школа Больших Данных, УЦ “Коммерсант”.

Подробнее:
Скачать:
 

Похожие темы